Что такое блокировка дифференциала?

Крутящий момент между колесами ведущей оси распределяется равномерно, что является залогом устойчивости машины на дороге. Данный параметр ухудшается, если колесо пробуксовывает, теряя контакт с дорогой. В такие моменты каждый задумывается о том, что значит блокировка дифференциала: когда пробуксовывает одно колесо, второе получает уменьшенный крутящий момент. Вследствие этого колеса оси начинают работать неравномерно, машиной становится трудно управлять. Такое происходит при свободном дифференциале, и дабы избежать подобных проблем, нужно понимать, для чего необходима блокировка межосевого дифференциала. Благодаря такому техническому решению можно увеличить передачу крутящего момента, сделав акцент на колесе, имеющем отличное сцепление с дорожным покрытием. Такое техническое решение позволяет улучшить устойчивость машины на дороге, даже если одно колесо ведущей оси пробуксовывает.

Как работает блокировка дифференциала

Как и в любом другом механизме, в конструкции данного устройства есть движущиеся части. По другому реализовать узел не получилось бы, так как передача крутящего момента сама по себе подразумевает наличие вращающихся деталей. Теперь понятно, что собой представляет блокировка дифференциала, для чего она необходима. Далее рассмотрим, как ее включить. Потребуется выполнить всего два действия. Во-первых, присоединить к корпусу механизма одну из полуосей, передающих крутящий момент на сцепленное с дорожным покрытием колесо. Во-вторых, ограничить передачу момента на сателлиты.

Блокировка дифференциала — это полное или неполное соединение корпуса устройства и полуоси. В первом случае подразумевается жесткое соединение, только на одно колесо передается момент. Вариант с неполной блокировкой предусматривает его ограничение для одного колеса и распределение на другое. Как перераспределится крутящий момент между колесами зависит от коэффициента блокировки.

Что дает блокировка межосевого дифференциала

Следует учитывать, что блокировка дифференциала может быть выполнена не только для колес передней оси. Данное устройство нашло успешное применение в конструкции задней колесной оси. Для тех, кому непонятно что такое блокировка заднего дифференциала, объясним, что это такой же механизм, только работающий на задней оси заднеприводного и полноприводного автомобиля. Кроме того, блокировка выполняется не только между колесами одной оси, но и между осями полноприводного авто. Не трудно догадаться, что такое блокировка межосевого дифференциала, так как это распределение крутящего момента между двумя мостами машины: передним и задним.

Данное техническое решение удобно тем, что крутящий момент можно увеличить больше на ту колесную ось, которая стоит на твердом грунте. За счет лучшего сцепления колеса выведут машину из мягкой почвы, получив больше усилий. Соответственно, несложно догадаться, когда включать блокировку межосевого дифференциала. Эта опция актуальна при движении по заснеженным или грунтовым дорогам после обильного дождя. Переключение блокировки выполняется, когда машина стоит на месте и включена нейтральная передача. Такие меры предосторожности нужны, чтобы исключить механическое повреждение в месте соединения элементов, передающих крутящий момент.

Виды блокировок дифференциалов

Данный механизм разработан в нескольких вариантах, что позволяет использовать его на машинах разных классов и при любых условиях эксплуатации. Ведь многое зависит и от нагрузки на ведущую колесную ось. Теперь мы знаем, что дает блокировка дифференциала, но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Управлять данной функцией необходимо уметь. Рассмотрим все виды блокировок дифференциала.

Принудительная блокировка

Для принудительного включения используется кулачковая муфта. Практически всегда принцип работы блокировки межосевого дифференциала базируется на принудительном включении. Данная муфта производит жесткое соединение, а потому происходит полная блокировка дифференциала. Включение муфты может быть организовано посредством нескольких видов привода:

  • Механический – представляет собой систему рычагов с тросами. Блокировка дифференциала происходит за счет того, что водитель перемещает рычаг.

  • Гидравлический привод состоит из двух цилиндров. Рассмотрим, как происходит блокировка дифференциала с таким приводом. Водитель перемещает рычаг, создавая гидравлическое давление в рабочих цилиндрах, и те заставляют механизм блокировки дифференциалов работать.

  • Пневматический привод имеет пневмоцилиндр в качестве исполнительного элемента. Блокировка срабатывает за счет высокого давления воздуха.

  • Электропривод отличается наличием электрического двигателя. Чтобы замкнуть муфту, водителю достаточно нажать кнопку, расположенную на приборной панели.

Зная, как работает муфта с разными приводами, несложно понять, как отключить блокировку межосевого дифференциала. Для этого есть рычаг или кнопка. Такой вид блокировки используется в ходовой части полноприводных машин.

Самоблокирующийся дифференциал

Данное техническое решение считается золотой серединой между вариантом полной блокировки и использования свободного дифференциала. Рассмотрим, как устроена блокировка дифференциала подобным способом. Это происходит из-за отличающихся крутящих моментов или угловых скоростей. Ко второму варианту относятся вязкостная муфта, электронная блокировка и дисковый дифференциал. Самое широкое распространение получил дисковый вариант, он работает благодаря силе трения. Она возникает если скорость вращения полуосей отличается.

Вязкостная муфта

Это расположенные рядом перфорированные диски. Какие-то из дисков жестко соединены с приводным валом, а другие (половина) прикреплены к корпусу самого дифференциала. Диски работают в силиконовой жидкости за счет того, что находятся в герметичном корпусе. На большой скорости вращения приводного вала жидкость становится твердой, устройство блокируется. Многим непонятно, зачем нужна блокировка дифференциала таким способом. Между колесами она действительно работает хуже других аналогичных устройств, но для межосевой блокировки это один из лучших механизмов, несмотря на большие размеры.

Самоблокирующийся дифференциал червячного типа

Выше мы рассмотрели три вида блокировки. Теперь рассмотрим еще одно устройство, отличающееся высокой чувствительностью к изменению крутящего момента колеса. Главное, что делает блокировка дифференциала червячного типа, это распределение крутящего момента от буксующего колеса к твердо стоящему на земле. Другими словам, устройство проводит ту же работу, что и аналоги других видов, но блокировка выполняется частично со степенью, на которую влияет величина уменьшения крутящего момента. Такой механизм блокировки успешно применяется в межколесных и межосевых дифференциалах.

Была ли полезна эта статья: 
Комментарии

Oiler black logo!
Привет! Я - Oiler Bot. Могу записать
тебя на замену колодок и дисков.
Попробуем?