МКПП - механическая коробка передач что это?
Механическая коробка передач (МКПП) уже давно вытесняется разными видами автоматических трансмиссий, потеряв лидерство на рынке. Неудивительно, ведь несмотря на технические преимущества МКПП, автоматическая коробка удобнее в эксплуатации. Тем не менее механика остается актуальной, так как обладает массой преимуществ, которые не позволяют автопроизводителям полностью отказаться от коробки передач такого типа. Если коротко, МКПП — это трансмиссия, которая изменяет крутящий момент за счет ступеней (передач). Каждая ступень, это шестерня с определенным количеством зубьев. Чем их меньше, тем выше крутящий момент получают ведущие колеса. Теперь, зная, что такое МКПП, можно рассмотреть преимущества такой трансмиссии:
-
доступная стоимость;
-
небольшая масса, по сравнению с другими видами КПП;
-
высокая динамика ускорения;
-
уменьшенный расход топлива;
-
отсутствуют рывки при переключении передач МКПП, если узел в исправном состоянии;
-
простота конструкции;
-
высокая надежность;
-
недорогое обслуживание;
-
возможность буксировки транспортного средства;
-
высокая эффективность движения по бездорожью.
Механическая коробка передач была так названа из-за ручного переключения ступеней посредством рычага. То есть водитель должен вручную привести в движение механизм трансмиссии. По этой причине ручная коробка передач считается сложной в управлении и требует от водителя наличия опыта. В противном случае каждый раз переключение ступеней будет сопровождаться рывком автомобиля.

Виды механических коробок передач
Все привыкли делить трансмиссию на механическую и автоматическую. Но каждый тип имеет разновидности, которые характеризуются конструктивными отличиями. Самой аббревиатуры МКПП расшифровка звучит, как механическая коробка переключения передач. Различают механику по количеству ступеней, которых может быть 4, 5 и 6. Наибольшее распространение получила пятиступенчатая трансмиссия. Если в машине установлена коробка передач механика, устройство может отличаться по количеству валов. Двухвальные МКПП предназначены для установки на легковые автомобили, оснащенные передним приводом. Механика трехвального типа устанавливается на грузовики и заднеприводные машины.
Коробка передач механика: устройство
Конструкция МКПП отличается не только разным количеством валов. Ведь для работы каждой такой оси в конструкции необходимо предусмотреть посадочное место и вспомогательные элементы. Чтобы понять, как работает механическая коробка передач, рассмотрим, из каких элементов она состоит:
-
валы;
-
шестерни, соединенные с валами;
-
муфты синхронизаторов;
-
устройство переключения ступеней;
-
промежуточный вал (в механической коробке передач с тремя валами);
-
картер корпуса;
-
дифференциал.
Рассматривать детально все элементы нет смысла, так как в случае их поломки они не ремонтируются, а просто меняются на новые. Принцип работы механической коробки передач можно описать так: через сцепление МКПП передается крутящий момент от коленвала на первичный вал с последующим преобразованием и передачей на колесную ось. Преобразование выполняется за счет пар шестерен, которые изменяют крутящий момент, взаимодействуя друг с другом.
Коробка передач механика: как пользоваться
Главное правило – запуск двигателя необходимо выполнять на нейтральной передаче. В противном случае, стартер не сможет провернуть коленвал, так как он находится в зацеплении с колесами, если включена одна из ступеней МКПП. Для тех, у кого коробка передач механика, как переключать ступени правильно для плавного разгона автомобиля? Чтобы переключиться с нейтральной позиции на первую ступень, необходимо нажать педаль сцепления и переместить рычаг переключения в соответствующую позицию. После этого нужно плавно отпустить сцепление и подождать, пока автомобиль ускорится до 20-25км/ч.
Удар при переключении передач МКПП говорит о раннем или позднем переходе на следующую ступень, когда двигатель еще не набрал необходимое количество оборотов или напротив, выдает уже максимально возможный крутящий момент. Чтобы этого не произошло, рекомендуется переходить на следующую ступень при каждом увеличении скорости автомобиля на 25 км/ч. Теперь рассмотрим, как переключать коробку передач на механике в обратном порядке, если необходимо замедлиться или увеличилась нагрузка на двигатель, когда машина едет на возвышенность. Для этого необходимо сбросить газ, выжать сцепление и, переключив рычаг на более низкую ступень, плавно отпустить сцепление.
Стоит отметить, что удары при переключении передач МКПП возникают не только из-за раннего или позднего перехода. Если резко бросить сцепление, механический удар не заставит себя ждать. Это сопровождается рывком автомобиля и увеличением вероятности повреждения деталей трансмиссии. Если часто “бросать” сцепление, может возникнуть та ситуация, когда машина заводится, но не едет, коробка механика при этом не подает признаков жизни. Это означает, что механизм сцепления вышел из строя или работает некорректно. Из-за этого крутящий момент коленвала не переходит к первичному валу трансмиссии и она не работает.
Неисправности МКПП
То, что трансмиссия в скором времени выйдет из строя, можно понять по нескольким признакам:
-
Во-первых, коробка передач начинает шуметь во время движения автомобиля.
-
Во-вторых, включать передачи становится затруднительно и периодически они самопроизвольно отключаются.
-
В-третьих, на корпусе узла появляются потеки масла, а это часто происходит параллельно проблемой, когда не включается 4 передача МКПП.
Чтобы заметить эти признаки, не обязательно быть опытным водителем, так как даже новичок обратит на них внимание. Это сигнал к тому, что необходимо обратиться в автосервис для проведения ТО. Если сломалась коробка передач механика, причиной тому может быть следующее:
-
Износились муфты синхронизаторов.
-
Снизился уровень трансмиссионной жидкости.
-
Выработались шестерни и подшипники.
-
Ослабли резьбовые соединения на креплениях МКПП.
-
Выработались шлицевые соединения муфт.
-
Износились сальники.
В большинстве случаев сначала “пинается” коробка механика, а потом полностью выходит из строя. Поэтому поломку можно предвидеть заранее, предприняв меры по ее предотвращению. Не рекомендуется делать это самостоятельно, так как данный узел требует высокой точности синхронизации элементов при сборке.
При возникновении проблем с МКПП, специалисты СТО Оилер помогут их решить. Здесь определят причины, почему не переключается коробка передач (механика) или ее работа некорректна. В зависимости от сложности поломки, ремонт будет выполнен в период 1-3 дней.